Форум родителей, растящих детей с синдромом Дауна

- На Главную https://downsyndrome.narod.ru


Нет русской клавиатуры? Найдите кнопки "Kb" (русская клавиатура) или "Рп" (транслитерация)на экране для сообщения
www.translit.ru

Упрощенная версия форума для просмотра с сотовых телефонов или компьютеров не поддерживающих отягощенный формат
https://wap.downsyndrome.borda.ru


Уважаемые новички, не забудьте отметить галочкой квадрат "зарегистрироваться" * после того как вы написали сообщение и ввели свое имя и пароль. Ваши сообщения попадут в выбранные вами темы и вы станете участником форума как только модератор даст вам допуск к форуму. Будьте терпеливы, это может занять какое-то время.

*Регистрация поможет вам стать полноправным участником форума без необходимости ожидания когда администратор даст допуск каждому последующему сообщению незарегистрированных участников форума.



АвторСообщение





Пост N: 407
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.07 13:42. Заголовок: Литература: методика и воспитание


Бабушкина Т. Что хранится в карманах детства

Татьяна Бабушкина
ЧТО ХРАНИТСЯ В КАРМАНАХ ДЕТСТВА.
События, объединяющие больших и маленьких,
или
Уроки фантазии


ГЛАВА 1. На перекрёстке пространства и времени

ГЛАВА 2. Стихии огня, воды, воздуха, песка и…

ГЛАВА 3. Уроки фантазии

ГЛАВА 4. Бесценные ценности или что хранится в карманах детства

ГЛАВА 5. Игры с Гулливером

Вступление, забравшееся в середину

ГЛАВА 6. Как ходить в гости и возвращаться домой

ГЛАВА 7. Философия пира

ГЛАВА 8. Подарковая культура

ГЛАВА 9. Часы пробили в дюжину

Послесловие

Совсем послесловие

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 18 [только новые]







Пост N: 408
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 13:40. Заголовок: Рекомендую очень хор..


Рекомендую очень хорошую библиотеку на Ребенок.by
В теме воспитание такие книги:
Кэтрин КВОЛС. «РАДОСТЬ ВОСПИТАНИЯ. Как воспитывать детей без наказания»
Ли Кэрролл, Джен Тоубер. «Дети Индиго»
Л.П. СТРЕЛКОВА. «Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй»
Ш. Фельдчер, С. Либерман. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет»
Мэрилин СИГАЛ. «Ребенок играет: от рождения до года»
Роберт Т.БАЙАРД, Джин БАЙАРД "Ваш беспокойный подросток Практическое руководство для отчаявшихся родителей"
Ольга БОГАЧЕВА, Юрий ДУБЯГИН "Школа выживани, или 56 способов защитить ребенка от преступления"
Карл Е.ПИКХАРТ "Советы родителям. Руководство для одиноких родителей"
Владимир КРУКОВЕР "Воспитание подростка. 400 практических советов"
Т. ГОРДОН "Тренинг эффективного родителя (Parent Effective Training - PET)"
Эда Ле ШАН "Когда ваш ребенок сводит вас с ума"
Н. ГАЛИГУЗОВА, Е.СМИРНОВА "Ступени общения: от 3 до 6"
Людмила ПЕРЕЛЬШТЕЙН "Осторожно: дети! Или пособие для родителей, способных удивляться"
Валерий КУРИНСКИЙ "Когда нет гувернантки"
Сесиль ЛУПАН "Поверь в свое дитя"
Масару ИБУКА "После трех уже поздно"
Б. и Л. НИКИТИНЫ "Мы и наши дети"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1185
Зарегистрирован: 29.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 21:15. Заголовок: тогда это сюда курин..


тогда это сюда
куриный бульон для души

и еще, кто знает англиский, немецкий
как вырастить ребенка счастливым
русский вариант можно купить в инете, или скачать например:
как вырастить ребенка счастливым русс

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1186
Зарегистрирован: 29.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 21:19. Заголовок: и вот еще жизнь без ..


и вот еще
жизнь без подгузников
но всю книгу надо покупать, например в Озоне

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 410
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.07 12:50. Заголовок: Ксю, ссылка Ледлоффа..


Ксю, ссылка Ледлоффа на русском не работает, "Жизнь без подгузников" у меня есть полностью, но не помню, где качала.
Было бы хорошо, если б в ссылке был указан автор и название книги, часто книгу ищешь по автору. У нас в разных темах много ссылок, но найти ее когда тебе надо порой просто нереально.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 411
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.12.07 13:09. Заголовок: В разделе психология..


В разделе психология обязательные к прочтению книги
Станислав ГРОФ. "За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии"
Эта книга уникальна! Она доказывает нам, что память рождения не только существует, но и сам момент появления человека на свет является для него абсолютно судьбоносным. Именно процесс рождения, по мнению С. Грофа, является той основой, из которой формируется вся наша судьба до конца жизни.

Юлия ГИППЕНРЕЙТЕР. "Неосознаваемые процессы"
В свое время З.Фрейд сравнил человеческое сознание с айсбергам, который на девять десятых погружен в море бессознательного, Вы знаете, что под бессознательным Фрейд имел в виду вытесненные желания, влечения, переживания. Рассмотрение всей темы "Неосознаваемые процессы" приводит к выводу, что, если сознание и окружено "водами" бессознательного, то состав этих "вод" гораздо более разнообразен.

А. В. ГНЕЗДИЛОВ. "Авторская сказкотерапия"
Сказкотерапия - процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. Психотерапевтические сказки помогут в период кризиса и станут мощным психопрофилактическим и развивающим средством.

А.А. ЕРМОЛИН. "Школа жизни"
Тренинговые занятия позволяют школьному психологу, учителю, социальному педагогу, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде старшеклассников, изменить мировоззрение школьников, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой.

Дмитрий СОКОЛОВ. "Сказки и Сказкотерапия"
Очень живое и талантливое произведение, интересное и для психологов, и для нормальных людей. Куча нетривиальных идей и много классных сказок.

Э. А. ЦВЕТКОВ. "В поисках утраченного 'Я'
Книга, которую вы держите сейчас в руках, предназначена для всех тех, кто хоть как-нибудь стремится изменить свою жизнь, по-новому ее осмыслить, избавиться от болезней, улучшить здоровье и повысить эффективность межличностных контактов.

Эрик БЕРН. "Люди, которые играют в игры".
Психология человеческой судьбы Дети - это чаще всего копии своих родителей, их бессмертие. Родители всегда довольны (хотя могут не показывать вида), когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении. Именно это удовольствие и нужно поставить под Взрослый контроль, если мать и отец хотят, чтобы их ребенок чувствовал себя в этом громадном и сложном мире более уверенным и более счастливым человеком, чем они сами.

Карен ПРАЙОР. "Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей"
Прекрасная книга о дрессировке как животных, так и других ваших близких. :) Для многих стала настоящим открытием. :)


У. ДЖЕМС. "Личность"
"О чем бы я ни думал, я всегда в то же время более или менее осознаю самого себя, свое личное существование. Вместе с тем ведь это я сознаю, так что мое самосознание является как бы двойственным - частью познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом; в нем надо различать две стороны."


Джон Бродес Уотсон. "Психология как наука о поведении"
"Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы, приступить к изучению и новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена".

Хрестоматия. Личность.
…Ни оригинальность ума, ни творческие способности, ни то, что известно под названием воли, в отдельности ничто не составляет личности, но общая совокупность психических явлений со всеми их особенностями, выделяющая данное лицо от других и обусловливающая ее самодеятельность, характеризует личность с объективной ее стороны.

Валерия МУХИНА. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество»
От автора: «Я посвящаю свой труд студенческой молодежи - будущим психологам и педагогам, так как именно в этот период жизни человек может глубоко рефлексировать на свое прошлое и настоящее, не только переживать эмоционально «чувство личности», но и свободно действовать в проблемных ситуациях в соответствии со своим мировоззрением и нравственным чувством, т.е. может быть личностью в высшем значении этого слова. Изучение психологических особенностей возраста, предшествующего юности, позволит молодым людям не только составить представление о закономерностях психического развития, но и лучше понять самих себя».

Зигмунд Фрейд. «Ребенка бьют»: к вопросу о происхождении сексуальных извращений.
Бить или не бить -- вопрос извечный. Но после прочтения этого фрейдовского труда вряд ли у кого-то рука поднимается на своего карапуза, даже если последний доведет вас до белого каления.


Йен СТЮАРТ, Вэнн ДЖОЙНС. «Жизненные сценарии»
Повесть вашей жизни уже написана, и написана она вами. Вы начали писать ее с момента рождения. К четырем годам вы решили, каким будет в общих чертах ее сюжет…

Геральд БЛЮМ "Психоаналитические теории личности"
По признанию самого автора: «Теории личности увеличиваются в количестве словно при эпидемии чумы. Болезнь может принять форму типов или черт, факторов или полей, канализаций или катексисов. В отличие от эпидемий, однако, теориям позволено свирепствовать, не подвергаясь проверке.


О.И. Мотков "Как устроена личность"
Книга изветного российского психолога Олега Моткова знакомит читателей с новой биопсихологической моделью психики и личности, основанной на современных данных психогенетики, нейропсихологии и нейрофизиологии.


Станислав ГРОФ "Области человеческого бессознательного"
Уникальная книга, написанная вполне понятным для дилетанта языком. Ее автор убеждает нас в том, что ничего в жизни человека, начиная с его зачатия не проходит бесследно. Все откладывается на «бессознательном», которое в последствии и руководит нами всецело

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 412
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.07 21:08. Заголовок: можно скачать следующие материалы по Доману


на сайте [url=http://s-b.ca/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,58/Itemid,69/]солнышко-болнышко[/url]
Текстовый шаблон к Тематическим карточкам (карточкам Домана) .

Картинки по темам для альбомов, тематические карточки, карточки Домана

Гленн Доман «Гармоничное развитие ребенка» с иллюстрациями

Г.Доман КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО РЕБЕНКА ЧИТАТЬ ИЛИ ТИХАЯ НЕЖНАЯ РЕВОЛЮЦИя

Ссылка почему-то не работает, хотя я пыталась изощряться. Можно скопировать ее прямо в адресную строку
http://s-b.ca/component/option,com_docman/task,cat_view/gid,58/Itemid,69/


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 13
Зарегистрирован: 29.08.08
Откуда: россия, одинцово московская область
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.08 21:02. Заголовок: http://www.pedlib.ru..


http://www.pedlib.ru/
Много чего интересного, особенно по деФектологии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Пост N: 1785
Info: Маше 5 лет и 5 месяцев
Зарегистрирован: 29.05.05
Откуда: Россия, Жуковский
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.09 02:25. Заголовок: а Жан Ледлофф "К..


а Жан Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым. Принцип приемственности." можно скачать здесь:
http://www.koob.ru/jean_liedloff/bringing_up_a_happy_child


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 14738
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.11 00:28. Заголовок: Методическая литература


Литература о синдроме Дауна для родителей и специалистов теперь доступна на ресурсе "Электронная библиотека" фонда "Даунсайд ап"!
http://dslibrary.org/

Методлитература, фрагменты - ниже

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 14739
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.11 00:39. Заголовок: Спасибо, Тамара! На..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 14743
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.11 14:04. Заголовок: Тамара, спасибо, мно..


Тамара, спасибо, много - будем изучать!
Вторую книжку нашла на Озоне, если кто заинтересуется:
Шматко, Пелымская<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 15129
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 13:35. Заголовок: Тамара прислала этот..


Это, наверное, Марина выкладывала - я скачала и решила тут тоже поставить.

Приложение 8 Чтение и речь. Зарубежный опыт
Программа развития речи детей с синдромом Дауна и ее теоретическое обоснование. Обзор


Педагоги, которые работают с детьми с синдромом Дауна, сознают, что у этих детей есть свои специфические особенности, и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах обучения.
Проект «Смотри и учись» Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна направлен на разработку структурированных пошаговых программ обучения. Эти программы, по замыслу авторов, должны быть составлены так, чтобы их с успехом могли реализовывать не только специалисты, но и (а может быть, в первую очередь) родители. Готовые программы будут выпускаться в виде удобных в употреблении материалов с подробными иллюстрированными инструкциями.
Летом 2009 года была закончена работа над первой программой этой серии - «Язык и чтение». Она и будет представлена ниже. В настоящее время продолжается работа над программами «Память», «Числа и математические навыки» и «Речь» .
Разработка программ серии «Смотри и учись» стала воплощением замысла инициатора создания Фонда поддержки научных исследований профессора Сью Бакли об объединении усилий ученых разных стран для формирования научной базы, на которой смогут строиться эффективные образовательные программы.
Научной основой программы «Язык и чтение» стали работы ученых США, Канады, Англии и Шотландии.
Прежде чем очень кратко рассказать о программе «Язык и чтение», мы охарактеризуем те многолетние исследования, на результаты которых опирались разработчики этой программы, а также представим соображения ученых относительно практического применения полученных данных.

Обсуждаемая программа базируется на следующих положениях.
1. Детям с синдромом Дауна трудно усваивать язык только на слух.
2. Дети с синдромом Дауна смогут лучше овладеть навыками экспрессивной речи, если в дополнение к качественному естественному взаимодействию с близкими родители или специалисты возьмут на вооружение структурированный подход к обучению новым словам.
3. Способность детей с синдромом Дауна к переработке зрительной информации является относительно сильной стороной их развития, и нередко они оказываются способными учиться читать в раннем возрасте, воспринимая написанное слово целиком (глобальное чтение).
4. При обучении детей с синдромом Дауна новым навыкам, в том числе, речевым, полезно применять подход, обеспечивающий «безошибочную учебу», суть которого состоит в предупреждении возможных ошибок ребенка. Этот подход помогает малышу продвигаться вперед с ощущением успеха, выстраивая траекторию, которая способствует повышению компетентности и мотивации к освоению новых знаний и умений.

===Безошибочная учеба
Термин «безошибочная учеба», по словам профессора Сью Бакли, просто означает, что педагог на каждом из шагов, на которые разбивается новое задание, при необходимости подводит ребенка к правильному решению или дает ребенку необходимую подсказку, чтобы тот справился с заданием. Такой метод позволяет ребенку достичь успеха путем подражания и многократного повторения нужных действий, а не путем проб и ошибок. Педагог ждет, предоставляя ребенку возможность выполнить то, что тот может сам, но если надо, предлагает свою поддержку, прежде чем тот сделает ошибку.
Зарубежные исследования, направленные на поиск эффективных способов обучения, показали преимущества метода «безошибочной учебы» среди ряда других. Благодаря этому подходу у ребенка появляется возможность успешно справиться с любым заданием. Например, если вы подбираете одинаковые картинки, поначалу направляйте руку малыша своей рукой, вместе с ним помещая картинку в нужное место. Со временем ваша помощь должна становиться всё меньше, чтобы в конце концов он смог соединить картинки самостоятельно, но только после того, как вы будете уверены, что малыш не ошибется. Благодаря этому методу малыш учится быстрее и успешнее, и, кроме того, такой подход делает занятия увлекательнее.
Очень важно понимать, когда настал момент помочь малышу, а когда нужно подождать, пока он сам попробует справиться с задачей, так как детям необходимо научиться решать задачи самостоятельно и быть настойчивыми в поиске решения. Однако уровень сложности задачи должен быть адекватным. Работать, например, можно так: сначала вы даете ребенку только один предмет и оставляете на доске открытым только одно отверстие - соответствующей формы. Затем вы оставляете открытыми два отверстия, а ребенку даете предмет, подходящий только к одному из этих отверстий. Потом оставляете открытыми два отверстия и даете ребенку два соответствующих предмета. Таким образом, задание будет постепенно усложняться, но ребенок сможет каждый раз успешно его выполнять.

===Глобальное чтение
Глобальное чтение используется как средство зрительной поддержки детей в процессе овладения речью.
Сью Бакли еще раз напоминает, что исследования, проводившиеся в разных уголках мира на протяжении многих лет, подтверждают наличие специфических трудностей, которые испытывают дети с синдромом Дауна в процессе развития речи, если они вынуждены воспринимать ее только на слух. Эти трудности существенно нарушают способность детей к усвоению первых речевых навыков, а отставание в этой области, в свою очередь, ведет к увеличению задержки развития познавательной деятельности. Опыт Международного фонда содействия образованию детей с синдромом Дауна убеждает в правомерности гипотезы о том, что одним из самых мощных средств помощи этим детям в преодолении речевых, языковых и когнитивных трудностей может стать чтение. Ученые полагают, что раннее начало обучения глобальному чтению - в оптимальный для этого период созревания мозга -способствует развитию навыков правильного использования грамматического строя и произносительной стороны речи.
В эксперименте, который проводился в конце 1990-х годов в Портсмутском университете (Англия) и продолжался 3 года, участвовали 18 детей с синдромом Дауна и 17 типично развивающихся детей в возрасте от 2 до 4 лет. С ними занимались родители под руководством ученых. В первый год обе группы продвигались вперед с одинаковой скоростью. Через 6 месяцев сред¬ний объем словаря у обычных детей составлял 15 слов, у детей с синдромом Дауна - 17. Разброс в успеваемости в обеих группах был очень большим. Были дети, которые не усвоили ни одного слова, а некоторые научились читать 66 из 67 слов. К третьему году обучения, когда средний возраст детей составил 6-7 лет и они были уже в школе, показатели успеваемости по чтению и по пониманию прочитанного оказались в обеих группах статистически близкими. Эти данные подтверждают предположение о том, что способность к чтению - определенно сильная сторона детей с синдромом Дауна и у многих из них уровень развития зрительной дифференциации и зрительной памяти, необходимый для овладения глобальным чтением, соответствуют возрасту.

Данные исследования показали также, что по прошествии 3 лет с начала эксперимента те дети с синдромом Дауна, которые научились читать, в речевом отношении опережали тех, кого не обучали чтению, в среднем, на 8 месяцев в развитии экспрессивной речи и на 11 месяцев в понимании обращенной речи.
Здесь необходимо сделать оговорку: не все дети с синдромом Дауна из экспериментальной группы к 6-7 годам научились читать. Среди них «читающими» оказались 11 из 18, то есть 61 %, а из 17 типично развивающихся детей научились читать 16. Почему не научились остальные? У авторов не хватает данных для объяснения этого явления, так как нет надежных сведений о том, сколько времени отводили занятиям родители. Ученые настоятельно рекомендовали отдавать этому минимум 5-10 минут 3 раза в неделю. В идеале, по их мнению, заниматься следовало бы каждый день понемногу.

Итак, по заключению авторов исследования, дети с синдромом Дауна могут учиться читать написанные печатными буквами слова так же успешно, как и типично развивающиеся дети того же возраста. Получены также доказательства того, что прогресс в чтении положительно сказывается на скорости развития речи, включая экспрессивную речь.
Особенно важно начинать обучение чтению достаточно рано - желательно к 3 годам. Это обеспечивает возможность сильно повлиять на речевое развитие, так как период от 2 до 7 лет, по мнению специалистов, является временем максимальной готовности мозга к развитию речи, в частности таких ее аспектов, как грамматический строй и фонетика.
Краткое описание программы «Язык и чтение»
По словам авторов, ее цель - поддержать и дополнить возможности для усвоения родного языка, которые дает естественное общение в семье. Программа рассчитана на помощь в работе с двумя компонентами речевой системы:
• словарного запаса,
• грамматического строя речи.

===Структура программы
Программа состоит из пяти шагов, рассчитанных на продвижение от первых слов до построения предложений из трех и более слов. Шаги сгруппированы так, что образуют 3 ступени. Один шаг каждой ступени направлен на по¬полнение словарного запаса. Вторая и третья ступени включают, кроме того, шаг, задачей которого является обучение чтению.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ЧТЕНИЕ И РЕЧЬ. ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт Ступень 1
Шаг 1. Первые слова в картинках
Первый шаг разработан для детей, находящихся на начальном этапе освое¬ния языка. Он предусматривает занятия, которые помогают усвоить первые 60 общеупотребительных слов с помощью картинок. Среди предложенных программой видов деятельности - разглядывание, подбор, выбор и называние картинок. Подбор, в частности, способствует развитию зрительных навыков, готовя детей к чтению первых слов.
Ступень 2
Шаг 2. Первые слова, написанные печатными буквами
Этот шаг предполагает обучение ребенка умению читать 16 слов из числа тех, которые были представлены ему в виде картинок, и развитие способности понимать и использовать 34 фразы, каждая из которых содержит 2 ключевых слова. Учиться составлять слова вместе (например, «кукла спит», «кошка ест») ребенок начнет примерно с того момента, когда в его словарном запасе будет не менее 50 слов.
Работая над 2-м шагом, ребенок одновременно будет осваивать и следующий, 3-й шаг.
Шаг З. Больше слов в картинках
В работ: над этим шагом используются картинки, представляющие следующие 55 слов, типичных для раннего словаря ребенка.

Ступень 3
Шаг4. Первые предложения
Преодолевая этот шаг, ребенок учится читать следующие 16 слов из числа тех, которые осваивались в рамках предыдущего шага «Больше слов в картинках». Здесь чтение служит средством поддержки усилий ребенка по пониманию и применению простых предложений, состоящих из трех «ключевых» слов. Шаг 5. Больше предложений
В процессе работы над этим шагом вводится примерно 100 новых слов, представляемых ребенку в письменном виде в составе простых предложений. Как и раньше, чтение здесь используется в качестве зрительной поддержки процесса речевого развития, то есть понимания и использования более широкого круга предложений, состоящих из трех «ключевых» слов.

Каждый шаг предполагает использование соответствующего комплекта материалов: карточек с картинками, словами и фразами, карт для заданий на подбор по типу таких, которые используются для игры в лото, и/или книжек с короткими рассказами, «почтового ящика» и мешочка из ткани. Помимо этих материалов, в каждый комплект входят написанные понятным языком и проиллюстрированные фотографиями инструкции, а также контрольные таблицы, предназначенные для отметок о достижениях ребенка. Инструкции не только поясняют соответствующие виды деятельности, но и четко определяют моменты, когда можно переходить к следующим шагам. В них также описываются повседневные ситуации и игры, во время которых можно отрабатывать новые навыки, и выделяются слова (например, служебные или слова приветствия и похвалы), которые не отражаются в материалах визуально, но многократно произносятся в процессе занятий и также включаются в число обязательных для усвоения.

Проиллюстрируем то, как составлены инструкции, на примере первого вида деятельности, предусмотренного первым шагом:

Ступень 1. Шаг 1. «Первые слова в картинках»
Когда приступать к занятиям?
Шаг разработан для детей, которые готовы к усвоению первых слов. Эту готовность дети демонстрируют пониманием, какой предмет перед ними и каково его назначение и, возможно, попытками общаться с помощью лепета или использования простых жестов.
Ребенок готов приступить к работе, если он проявляет интерес к рассматриванию фотографий и картинок, например книжных иллюстраций.
Если ваш малыш еще не интересуется картинками, познакомьте его с предлагаемыми словами, используя бытовые предметы, игрушки, картинки, и почитайте с ним детские книжки.

На этом этапе для последовательной проработки предлагаются четыре вида деятельности:
1. Рассматривание картинок, иллюстрирующих первые слова.
2. Подбор картинок к картинкам на картах лото.
3. Выбор (одной картинки из двух по слову или жесту).
4. Называние картинок, иллюстрирующих первые слова.

К каждому этапу предлагается подробная инструкция, позволяющая родителям организовать обучение детей глобальному чтению. Приведем пример одной из таких инструкций:

Рассматривание картинок, иллюстрирующих первые слова
Что мне потребуется? Материалы:
• набор из четырех карточек с картинками, иллюстрирующими первые слова (на одной стороне карточки - слово, а на другой - картинка), мешочек из ткани (или другой подходящий контейнер).

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. ЧТЕНИЕ И РЕЧЬ. ЗАРУБЕЖНЫЙ опыт Выбор слов
Слова, которые иллюстрируются картинками, представлены в контрольной таблице (по четыре слова в графе, например мама, малыш, папа, мишка). Предъявляйте малышу наборы картинок в том порядке, в каком они даны в таблице, а если в течение одного занятия вам удается удерживать интерес ребенка дольше, то можно поработать с несколькими наборами.
Как я буду это делать?
1. Положите набор из четырех карточек на стол или на пол картинкой вниз.
2. Переверните одну карточку и попросите ребенка «посмотреть» на картинку.
3. Когда ребенок посмотрит на вас и на картинку, произнесите название предмета или действия.
4. Помогите ребенку положить карточку в мешочек и скажите ему, что картинки «нет».
5. Скажите ребенку, что есть «еще» картинки и повторите действия 2-4 с каждой из оставшихся карточек.
6. Когда вы перевернете все четыре карточки, скажите ребенку: «Всё», игра «закончилась». Обязательно похвалите его за то, что он хорошо смотрел и слушал.
Далее в инструкции даются советы о том, как в повседневной жизни и в игре можно отрабатывать новый навык. Среди рекомендаций, например, есть такие:

• во время повседневных занятий называйте предметы и картинки, которыми малыш заинтересуется, и обозначайте жестами действия, которые он в данный момент совершает или наблюдает;
• организуйте игру, во время которой вы будете прятать одну за другой карточки из вашего набора под посудным полотенцем, а потом, стягивая его, чтобы показалась картинка, спрашивать ребенка «Что это?».
Фиксируйте результаты занятия
Делайте отметки о продвижении вашего ребенка в соответствующей контрольной таблице, указывая вид деятельности, дату и проработанные слова.

Когда переходить к следующему виду деятельности?
Когда ребенок станет с интересом рассматривать набор из четырех карточек, можно переходить к следующему виду деятельности: «Подбор картинок к картинкам на картах лото».
Апробация программы убедила ее разработчиков в том, что она позволяет, во-первых, добиваться постоянных и поддающихся измерению достижений в развитии языка и речи детей с синдромом Дауна, а во-вторых, получить большой объем информации о развитии словарного запаса и грамматического строя речи таких детей.
Описание программы, все материалы, инструкции и контрольные таблицы на английском языке можно бесплатно скачать из Интернета (http://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/). Можно также купить готовые комплекты. Порядок приобретения и цены указаны по адресу:http://shop.downsed.com/epages/DownsEd.sf/en_GB/?ObjectPath=/Shops/<\/u><\/a> DownsEd/Products/12401 -003051.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 15130
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.02.11 13:49. Заголовок: Тамара прислала книг..


Тамара прислала книгу Т.А. Куликовской "Артикуляционая гимнастика в стихах и картинках".
Щелкните правой кнопкой мыши по ссылке и выберите "сохранить объект как".

Документ Word 2007 с макросами, расширение *.docx (откроется не у всех).
http://sunchildren.narod.ru/Book/kulikovskaya.docx

Документ Word обычный, расширение *.doc.
http://sunchildren.narod.ru/Book/kulikovskaya2.doc

Купить на Озоне<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1676
Info: внук Степан 27.08.07
Зарегистрирован: 08.12.08
Откуда: Россия, Миасс
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.11 15:43. Заголовок: Уважаемая Тамара. По..


Уважаемая Тамара. Подскажите методику изучения согласных звуков. Гласные мы пропеваем, все хорошо. А вот с согласными посложнее. Как объяснять ребенку куда и как ставить язычок, с каких согласных лучше начать, как различать звонкие и глухие согласные. Буду очень благодарна за рекомендации.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
http://tischenko.ucoz.ru/




Пост N: 631
Зарегистрирован: 22.01.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.11 17:22. Заголовок: Бабушка Уважаемая б..


Бабушка
Уважаемая бабушка. Постановка всех звуков русского языка описана в третьей книге "Учим говорить и читать" ,которую можно скачать на моем сайте.
Заниматься нужно по урокам от 1 , не перескакивая, а идти от урока к уроку.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Пост N: 16802
Info: Ванечке сейчас 4 года!
Зарегистрирован: 23.02.07
Откуда: Нижний Новгород
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.06.11 00:18. Заголовок: Получила сегодня и п..


Получила сегодня и прочла книгу "Солнечные дети с синдромом Дауна" Ларисы Зиминой. Что-то долго не могла собраться, так получилось

Книга мне понравилась тем, что в ней о личном опыте - хотя вот для меня оказалось все равно мало про Полинку, про нее хотелось бы больше.
Книга по большей части организована как вопрос (проблема), пути решения и личный опыт мамы - такие три части для каждого вопроса. Вопросы питания, оздоровления, воспитания, горшок и т.п. - разные. Я нашла для себя кое-что новое и полезное. Например, то, что многие дети с синдромом Дауна не любят пить (как мой Ваня) из-за низкой перильстатики кишечника - что у них жидкость рождает неприятное ощущение, сродни рвотному рефлексу, и потому они пить не хотят, отказываются. Об этом я слышу впервые, хотя пыталась найти информацию. Любопытно, что автор пишет, что это ей сказали в "Даунсайд ап" - я писала о своей проблеме с Ваниным питьем на форуме ДСА и мне ничего не сказали. Поинтересовались, сколько писает, и сказали сдать анализ мочи, раз писает редко - но откуда он будет писать чаще, если пьет очень мало. Мне кажется, если бы я знала корень проблемы, я бы спокойнее как-то отнеслась к этому, что это не только наша проблема и что она связана не только с индивидуальными особенностями моего ребенка.
Кое-какие замечания автора, особенно про Россию, мне показались неточными - она сейчас на ПМЖ в Израиле. Но в основном все правильно - до этого она жила в РФ.
В целом книга вряд ли будет моей настольной, но мне понравилось, не пожалела, что купила. Хочу еще раз перечитать с карандашом и тетрадкой, кое-что выписать, может быть.
Понравился позитивный настрой автора.
Много отсылок к "Даунсайд ап", где ей лично помогли, предисловие от Е.В. Поле.
Понравилось, и я взяла себе на заметку: что, когда кажется, что ребенок никогда не научится чему-то, нельзя говорить себе в отчаянии "он(а) никогда...", а надо изменять на "он сможет, если Я СМОГУ ЕГО НАУЧИТЬ", а точнее даже "если Я изменюсь так, чтобы смочь его научить". Да, пожалуй... (как говорится, всё время на одни и те же грабли - это я о себе )
Что еще - уже об этом писали на форуме, но еще раз упомяну. Боясь повторения рождения ребенка с СД, во время второй беременности Лариса сделала биопсию хориона - в Израиле, где хорошая медицина, надо думать. Для биопсии берут плаценту, плаценту повредили, воды вытекли, ребенок погиб. Там была совершенно здоровая девочка. Никого не отговаривая, Лариса говорит, что в следующий раз, скорее всего, воздержится от инвазивных методов. По ее словам, риск трагического исхода таких методов - что биопсии, что амнио - 1:200, что равно высчитанному на Западе риску повторного рождения ребенка с СД. Вот и выбирай, как говорится... Я лишний раз пишу об этом еще и потому, что мы нередко говорим здесь, что это НАШИ врачи иногда не умеют, а ТАМ вроде бы это налаженный процесс и делают такие анализы все подряд и всё безопасно, как кровь сдать. Оказывается, что нет.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
http://tischenko.ucoz.ru/




Пост N: 892
Зарегистрирован: 22.01.08
Откуда: Россия, Москва
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.11 14:18. Заголовок: Chestnut Я ее не ис..


Chestnut
Я ее не использую. У меня все четко разганичено-отдельно пальчиковая гимнастика,отдельно артикуляционные упражнения. Тут все в куче перемешано. Но коли у нас в другой теме зашел разговор и кому то она нравится-я решила выставить -там 100 программ,поэтому буду постепенно добавлять.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2485
Info: Мама Ирина и Ванечка 29.12.2008
Зарегистрирован: 08.04.10
Откуда: Австрия, Вена
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.11 18:30. Заголовок: Тамара Хорошая книга..


Тамара Хорошая книга Кэтрин Морис... мне особенно нравятся еще советы по развитию речи из нее, многие прекрасно подходят детям с СД, для нашего возраста пока больше смотреть в начало вот:


Глава 14. Стратегии содействия приобретению языковых навыков

Общие рекомендации

1. Сократите количество прямых вопросов.
Родители из самых лучших побуждений часто задают много вопросов, веря, что они развивают речь ребенка. Вот вопросы, которые родители используют излишне часто:

· Что это?

· Что ты хочешь?

· Что ты делаешь?

· Как это называется?

Старайтесь избегать этих вопросов, хотя совсем от них избавиться, конечно, невозможно. Родители могут слушать, как каждый из них разговаривает, когда общается с ребенком. А потом напоминать друг другу о необходимости сокращения вопросов.

2. Комментирование.
Наблюдайте за действиями ребенка и комментируйте их, как если бы это был его внутренний голос. Как только вы станете задавать меньше вопросов, вы заметите, что вы больше комментируете. Вопросы и команды задерживают развитие речи. Комментарий способствует ее развитию.

3. Ждите и подавайте сигнал.
В коммуникативном обмене взрослый ожидает, с явно выраженным на своем лице ожиданием, глядя на ребенка. Ожидание состоит в том, что, когда взрослый произнес фразу, ребенок должен сказать свою. И если он это делает, следует его поощрять.

Что значит выражать ожидание? Установите зрительный контакт. Слегка приоткройте рот. Приподнимите брови. Склоните голову и тело в направлении ребенка.

4. Создавайте коммуникативные ситуации.
Будьте настороже, но непредугадывайте каждое желание ребенка. Создавайте маленькие моменты, когда ребенку надо вас попросить о том, что ему нужно.

5. Используйте больше жестов и мимику лица.
Преувеличенное использование жестикуляции и мимики необходимо для развития речи. Не будьте зажатыми. Привлекайте внимание ребенка движениями, а ваши жесты могут помочь ему понять то, что не всегда ясно со слов.

6. Моделирование.
Моделированием называют образец того, что должен сказать ребенок. Вместо исправления ошибок продумайте, как показать пример. Для кого угодно слышать, как его целый день исправляют, было бы угнетающе. В моделировании есть положительный заряд, а в корректировании ошибок – отрицательный.

7. Облегчайте сложность речи.
Моделируя речь, стройте короткие простые фразы. Так вы добьетесь максимального понимания и надежду на воспроизведение ребенком вашего образца. Например, если ваш ребенок еще не употребляет слов, говорите с ним фразами из одного слова по мере возможности. Если он приближается к двусложному уровню, сокращайте предложения до двух слов.

8. Используйте преувеличение интонации, громкости и темпа речи.
Этот прием помогает завладеть и удерживать внимание ребенка. Вот почему песни и рифмовки хорошо стимулируют развитие речи: они ритмичны и содержат повторы. Вы можете пропеть песню и сделать паузу, чтобы ребенок подхватил.

9. Зрительный контакт.
Смотреть в глаза тому, с кем разговариваешь, важно. Смотрите на ребенка и учите его смотреть на вас. Указание должно быть простым: «Смотри на меня».

10. Взаимная реакция (отклик).
Это почти, само собой разумеется. Чтобы содействовать увеличению спонтанной речи, крайне важно, чтобы вы на нее отвечали и тем самым стимулировали самостоятельную речь ребенка. Не оставляйте без внимания попытки ребенка общаться, хоть вербально, хоть невербально. Реагируйте как-нибудь. Желательно одним из способов, описанных здесь. Отвечайте словами или жестами, только отвечайте, тем самым вы будете учить ребенка, что за его речь всегда есть награда.

11. Сделайте общение удовольствием.
Говорите приятным голосом. Часто улыбайтесь. Пусть общение ассоциируется у ребенка с теплотой, любовью и радостью. Старайтесь оставаться ненапряженными. С какой стати ребенок станет общаться, если это не доставляет удовольствия? Будьте игривы, творите. Выдумывайте.


Раздел 1

Эти положения относятся именно к детям, которые находятся на дословесном уровне общения.

1. Если ваш ребенок не общается преднамеренно, т.е. не озвучивает жесты, не смотрит осознанно, могут быть полезны такие игры и игрушки, как дергунчики, шкатулки с выпрыгивающими человечками, пугалки.

2. Общению способствуют и игры, в которых надо ходить по очереди. Например, перекатывание мяча от одного к другому, катание машинки (вперед-назад), игра на музыкальном инструменте по очереди, рисование на детской доске. Сначала в таких играх расстояние между взрослым и ребенком должно быть минимальным. Взрослый руководит действиями ребенка (рука в руке) и поощряет каждый признак понятливости. Если ребенок проявит интерес к одному из перечисленных занятий, начните с него. Если нет, попробуйте с мячом. Сядьте на пол, расставив ноги, также усадите ребенка напротив себя на небольшом расстоянии, перекатывайте мяч вперед и назад. Считайте: раз-два-три-и-и, когда катите мяч к ребенку. Надо, чтобы мяч несильно, но задел ребенка. Положите руки ребенка на мяч, затем наклонитесь и положите свои руки поверх рук ребенка, сосчитайте: раз-два-три-и-и и катните мяч на себя. Вознаграждайте. Через несколько дней увеличьте количество перекатываний по очереди.

3. Для стимуляции общительности подходят прятки. Суть состоит в том, чтобы ребенок стал инициатором игры. Вот как играть в «ку-ку». Закройте свое лицо полотенцем (расстояние между вами и ребенком мало: буквально лицо к лицу). Если ребенок отворачивается, будьте настойчивы, двигайте свое лицо за ним и повторяйте его имя из-за полотенца. Возможно, понадобится кукукать несколько раз, чтобы добиться на лице ребенка выражения ожидания, что вы вдруг появитесь или даже жеста, срывающего с вас полотенце. Вознаграждайте даже намеки проявления интереса и понимания. Если вы будете использовать одно и то же покрывало для лица, то, даже просто положив его на колени ребенка, можно рассчитывать, что однажды он проявит инициативу, начав игру.

4. Научить здороваться и прощаться можно на всех домочадцах, игрушках и картинках. Машите «до свидания» каждой игрушке, когда ее прибираете на место. Возьмите ребенка за руку и учите его махать и произносить «до свидания».

5. Ваш ребенок может попытаться взять вас за руку и повести к тому, что ему понадобилось. Не потакайте. Уберите свою руку и спросите: «Что?», используя преувеличенные жесты. Разогните руку ребенка в локте (указательный жест). Выпрямите пальчик ребенка (жест просьбы), и направьте его на желаемый предмет. Идите рядом с ребенком к объекту, но не позволяйте себя тянуть.

6. Комментирование можно начинать на самой ранней стадии. Если ребенок проявляет интерес к какому-то предмету, учите его показывать на него (см. п. 5) и комментируйте, если это большой предмет, говорите: «Большой» или «страшный/смешной/сломанный».

7. Неприемлемые средства общения, такие как плач или бросание игрушек можно переучить в более подходящие. Если ребенок бросает игрушку, чтобы прекратить игру, покачайте отрицательно головой: «Нет». Если ребенок еще не умеет произносить слово «нет», произнесите гласный звук, который он умеет произносить. Сочетание голоса и отрицательного жеста более эффективно, чем только качание головой.

8. Создавайте для ребенка возможности общения:

· Привыкайте класть любимые игрушки и еду ребенка повыше, но так, чтобы он мог их видеть;

· Надуйте мыльный пузырь, а потом закройте флакон. Если ребенок покажет, что хочет увидеть еще раз, моделируйте «Дуй»;

· «Нечаянно» проведите по столу карандашом и скажите «Ах-ах». Пусть ребенок видит вашу ошибку. Повторите ситуацию и моделируйте «Ах-ах»;

· Поместите то, что нравится ребенку в прозрачный плотно закрытый контейнер и дайте ему в руки;

· Дети вступают в контакт, когда что-то в их окружении меняется;

· Когда пора выходить из дому сделайте вид, что дверь заело, и вы не можете ее открыть;

· Устанавливайте очередность в выполнении каких-либо операций (3-4 шага по очереди), а потом протяните ребенку что-нибудь или сами сделайте что-то неожиданное.

9. Зрительный контакт поощряйте постоянно. Вы можете добиться этого, если всегда прежде, чем отдать ребенку предмет подержите его на уровне своих глаз.

10. Словам следует обучать одновременно на уровне понимания и воспроизведения. Взрослый: «Где бутылка?» Ребенок смотрит на нее или показывает. Взрослый: «Бу…» глядя на ребенка выжидательно в надежде, что он повторит.

11. Разговаривайте с ребенком, учитывая его рост (присев или согнувшись), чтобы ваши глаза были на одном уровне.

12. Речевые навыки восприятия:

· Обучайте ребенка распространенным командам во время игр. Сперва: «Возьми мяч», а потом «Возьми мяч и тапок»;

· Учите ребенка отзываться на имя, когда он играет с игрушкой;

· Как только убедитесь, что ребенок понимает команды, варьируйте их. Положи бумагу в мусорницу = выброси ее;

· Предоставляйте ребенку достаточно времени, чтобы он успел понять сказанное.


Раздел 2

Этот раздел относится к детям, которые уже используют в речи слова. Теперь ваша цель состоит в том, чтобы помочь им увеличить словарный запас и добиться спонтанности, не только в ответах на обращение и вопросы других. Дети могут научиться ожидать таких вопросов и не говорить сами. Следующие советы помогут вам научить ребенка быть инициатором в разговоре.


Развитие инициативы в речи

Просьбы предметов

Представьте, что ребенок проявил умение говорить: «Еще … (чего-нибудь)». Но он не использует этот навык систематически. Попробуйте так.

Дайте ему попробовать что-нибудь вкусное. Ваша цель услышать реплику: «Еще …». Теперь поместите угощение в недосягаемости, но в поле зрения ребенка. Когда он потянется за ним, с помощью руки остановите его попытку и смотрите выжидающе, как бы говоря (но не произнося): «Что ты хочешь?». Потом ждите.

Если ребенок заплачет, потянется настойчивее, изобразите разочарование, но не произносите слов просьбы. Возьмите угощение одной рукой и покажите на него другой. Произнесите имя ребенка. Это поможет ему понять, что вы чего-то от него ожидаете. И опять ждите.

Если ребенок не применяет слов, поднесите угощение ближе к нему (все еще держа в руке). Укажите на него. Приподнимите подбородок и приоткройте рот, как будто собираетесь сказать «Еще», но не говорите, а продолжайте смотреть ожидающе.

Если же и теперь ребенок не произносит фразу, повторите всю описанную процедуру, протяжно произнося звук «Ееее». Добавляйте постепенно по одному также протяжному звуку из фразы «Еще печенья», пока если понадобится, вы не смоделируете всю просьбу. На каком бы этапе ребенок не отреагировал, сам произнеся просьбу, скажите «Хорошая работа» и сразу же отдавайте угощение.

Делайте так, каждый раз подсказки приглушая. Лучше смоделировать просьбу, чем спросить, чего он хочет. Ведь вы добиваетесь инициативности, а не ответов.


Создание коммуникативных ситуаций

Просьбы о действиях

Для детей, пользующихся одно- или двухсложными фразами. Если ребенок проявил желание пить, вместо того, чтобы подать стакан воды, поставьте прямо перед ним плотно закрытую бутылку с водой. Смотрите и ждите прямого обращения к вам. Ничего не говорите. Вы ожидаете просьбу: «Открой» или «Помоги». Если понадобится, прибегите к подсказкам, описанным в предыдущем пункте.

Ваш ребенок хочет рисовать. Дайте ему лист бумаги без карандашей или карандаши, но без бумаги. Ждите, глядя вопросительно. Если он ничего не говорит, молча поднесите к его глазам недостающие предметы (как подсказку для просьбы). Можно также попробовать:

· Дать обед без вилки.

· Посадите ребенка в ванну, не набрав воды.

· Когда ребенок одевается, подайте ему или наденьте на него обе туфли, но только один носок.

· Держите книгу, которую вы читаете вместе, вверх ногами.

· Дайте пустой стакан, когда ребенок хочет пить.


Способствование комментированию и возражению

Привлекайте внимание ребенка к необычным ситуациям. Добивайтесь того, чтобы ребенок осознал, что происходит. Это может способствовать комментарию. Подобные ситуации могут возникать сами или быть созданы вами. Например, падение предмета со стола можно сопроводить одно- двусложной фразой: «Упал».

· Попытайтесь надеть обувь на руку ребенка.

· Когда ребенок смотрит на вас, положите свою туфлю в шкаф для посуды или пучок зелени в шкаф для одежды. Это может вызвать его реакцию: «Не туда (не так/ неправильно)». Если ребенок молчит, смоделируйте реакцию: «не туда», отрицательно качая головой. А затем рассмейтесь над своей ошибкой.

· Складывайте привычные игрушки не так, как надо.

· Ребенок дает вам знать, что хочет молока. Когда он смотрит, как вы наливаете, капните маленько в его кружку и протяните ему. Потом явно загляните в практически пустую кружку. Ждите. Смоделируйте реакцию: «Мало», выражение вашего лица должно быть преувеличенно удивленным. Добавьте еще капельку молока. Ждите. В качестве подсказки может сработать ваше удивление.

· Выражение «совсем нет/нисколько не осталось» можно отработать во многих ситуациях. Например, покажите пустую емкость из-под крупы, воду, ушедшую из ванны, пустые бутылки, пустую упаковку от печенья.

· Поместите фрагмент мозаики не туда, куда надо.

Пользуйтесь преувеличенными жестами и мимикой

Многие бутылки, банки, крышки и двери слишком плотные, чтобы ребенок смог их открыть. Воспользуйтесь этим, чтобы научить говорить: «Никак». Поставьте перед ребенком флакон с мыльными пузырями. Он пробует открыть, но не может и протягивает вам. Возьмите, продемонстрируйте страшное усилие, сопровождая его хрюканьем и шумом. Потом скажите: «никак» со смешным выражением лица. Детям это нравится, и они быстро запоминают. Передайте флакон ребенку. Сопровождайте его попытку открыть крышку тем же хрюканьем и, если он сам не скажет «никак», скажите вы. Применяйте этот прием и в других ситуациях. Например, узел на шнурке, дверь в ванную, тюбик с зубной пастой.

У детей с аутизмом правильное употребление ответа «Да» обычно развивается поздно. Вместо этого вы слышите в ответ повтор своей фразы (эхолалия). Помня, что обучение речи должно быть забавным, спросите ребенка: «Ты хочешь это?», держа перед ним то, что он точно хочет. Как только ребенок начнет повторять, тут же прервите его попытку и ответьте за него, моделируя: «Да-а-а-а….-а-а». В начале слова ваша голова, подбородок и брови движутся вверх и назад, а в конце слова резко опустите голову вперед, так, чтобы волосы свесились на лицо и рассмейтесь. Еще раз повторите. На этом этапе ребенок присоединится к вам в мотании головы и произнесении слова. Как можно скорее переходите от озвучивания «Да» только к мимике и движению губ.

Отдельные жесты помогают в освоении трудных слов. Например, местоимения. Обучая «мне, мой», возьмите руку ребенка в свою и прижмите его руку к его груди, когда моделируете фразу: «Моя очередь». Как можно скорее сопровождайте жест только звуком «М-м-м-м-м». Другим примером может быть вопрос: «Чья это шапка?», когда ребенок ее надевает. Поместите руку ребенка ему на грудь и произнесите «м-м-м-моя».

Обучая ребенка словам «ты/твой», положите руку ребенка себе на грудь и моделируйте «Твой ход». Вскоре помогайте только жестом и первым звуком.

Чтобы научить фразе «Дай мне!», вытяните руку вперед ладонью вверх. Произнося «Дай мне», быстро потяните руку на себя, сжав кулак. После нескольких репетиций, помогайте только жестом без слов.


Распространение

Принцип распространения поможет ребенку перейти на следующую ступень языковой сложности. Ваш ребенок произносит слово. Вы добавляете еще одно, наращивая грамматическую структуру. Потом ждете, давая понять, что надеетесь на повторение того, что вы сказали. Можно попробовать дружелюбное: «Ты скажи», если понадобится.

Ребенок замечает кошку и говорит: «Кошка»
Родитель: «Большая кошка» (с «большим» жестом)
Ребенок: «Большая кошка»

Ребенок: «Молоко»
Родитель: «Хочу молоко»

Ребенок: «Дверь»
Родитель: «Открой дверь»

Ребенок: «Мама, иди»
Родитель: «Мама, иди сюда»

Последнее слово о жестах. Показывая, вы скорее используете зрительную подсказку, чем вербальную. Зрительные подсказки считаются не такими сильными, как вербальные. А ваша цель как раз использовать наименьшие подсказки, чтобы добиться желаемой речи. Укажите на предмет, о котором, вы бы хотели, чтобы ребенок говорил. Например, вы ждете, чтобы ребенок произнес: «Надо ножницы». Во время занятия (рисование, поделки) можно сказать: «Ой, это слишком большое (надо отрезать)». Подождите, чтобы ребенок что-то вставил. Если он молчит, покажите на ножницы или, если необходимо, возьмите их в руки и покажите (более сильная подсказка), что надо сделать, чтобы добиться фразы: «Надо ножницы».


Комментарий

Вот примеры, как родители могут использовать комментарий вместо вопросов или команд для развития речи на уровне одного-двух слов.

§ Ребенок рисует. Родитель наблюдает и говорит: «Рисуем»

§ Ребенок укладывает куклу в кровать. Родитель: «Малыш спит».

§ Ребенок бросает мяч. Родитель: «Бросаешь мяч»

§ Ребенок садится. Родитель: «Садишься»

§ Ребенок роняет игрушку. Родитель: «Падает»

В комментарии следует использовать настоящее время. Это важно, т.к. освоение языка начинается с разговора о настоящем. Вчера и сегодня еще мало понятны вашему ребенку. Они живут здесь и сейчас, и говорить надо об этом.


Упрощение

В упрощении длинных предложений и снижении грамматической сложности смысл состоит в том, чтобы увеличить уровень понимания, а также обеспечения модели, которую ребенок действительно сможет имитировать. Вместо «Папа пришел домой сейчас» говорите «Папа домой». Это называют языком телеграфа, т.к. служебные слова пропускаются. Не беспокойтесь, что так вы задержите развитие речи ребенка. Как только ваш ребенок самостоятельно скажет: «Папа домой». Вы сможете моделировать следующий уровень сложности.

Использование преувеличенной выразительности в интонации,
громкости и темпа речи

Поощряйте приветствия . Говорите на высокой ноте, протяжно, сопровождая «При-и-и-ве-е-ет!» пожатием руки и улыбкой. Брови вверх. «До свидания» можно пропеть и помахать рукой.

Дети с аутизмом хорошо реагируют на музыку. Когда появляются в речи первые слова, рекомендуется много петь. Например «Мооой хоод – твоой хоод» выше и громче, чем обычно.

Учите ребенка звать кого-нибудь. Скажите: «…, позови папу!» сложите ладони лодочкой как для «ау» и пропойте 6 нот сверху вниз: «Па-а-а-а-а-па».

Многие дети говорят очень тихо и поэтому не пользуются речью для общения. Развивая громкость, применяйте прием контраста. Игриво произнесите фразу очень громко, а потом ее же тихо. Научите ребенка различать «Скажи это громко/тихо», чтобы затем регулировать его громкость.

Раздел 3

Этот раздел рассматривает три области языка: форму (грамматика и синтаксис), содержание (словарный запас) и функцию (разговорный этикет – приветствия, благодарность, и т.д. и прагматическую сторону языка) и относится к детям, которые уже пользуются многосложными высказываниями,


Словарный запас

Новый опыт обогащает словарный запас. Привлекайте ребенка к разным видам деятельности: приготовление пищи, уборка, ремонт, высаживание цветов, мытье посуды…важно в процессе работы повторять новые слова и спрашивать ребенка, что ему надо, чтобы он произносил их тоже. Походы в магазин, парикмахерскую, цирк тоже полезны. Показывайте и называйте предметы по несколько раз. Характеризуйте их с разных сторон. Пользуйтесь ассоциацией. Например, сестра Сара любит бананы. Малина растет в конце огорода дяди… Постарайтесь вовлечь ребенка в активное усвоение лексики. Попросите его принести новый предмет, спросите, что он о нем думает. Вот четыре этапа освоения лексики. Подготовьте книги о том месте, куда вы пойдете. Почитайте и ознакомьте с новыми словами, затем используйте те же слова уже, будучи на месте. Например, «Смотри-ка, вот акробат, которого мы вчера видели в твоей книге». Подчеркните различия между акробатом из книги и в жизни: «Но акробат в книжке одет в костюм клоуна, а этот – в черном. Тебе какой нравится больше?» Вернувшись домой, перечитайте книгу, чтобы закрепить и обобщить навыки. Позже вернитесь к этому разговору с новыми слушателями и в новом контексте.

В привычной обстановке, например, за столом, заменяйте известные ребенку слова на лексику более высокого уровня: «Какой напиток ты будешь на обед?» Когда сортируете белье после стирки, дайте ребенку пощупать шелк, хлопок, фланель и спросите, какой материал больше нравится. Когда набираете ванну, спросите, какая температура. Слишком горячо? Слишком холодно? Какая температура? Старайтесь произносить слова несколько раз и добиваться, чтобы ребенок тоже произносил их. Можно наметить цель, столько-то новых слов на каждый день. Вы будете вознаграждены, когда ребенок заговорит самостоятельно.

Придумайте игру, в которой ребенок будет получать монетку и складывать ее в копилку каждый раз, когда он спросит: «Что значит это слово?» Преднамеренно используйте незнакомые слова и ждите, не спросит ли он об их значении.

Когда едете на машине, играйте в «категории». Например, вы говорите: «Одежда. Я начинаю: «Шляпа. Аня, твой ход». «Пальто. Папа, твой ход» и т.д.

Помогайте ребенку говорить о событиях прошлого по фотографиям, о будущем по календарю (следующий четверг, чтобы он стал более ощутимым). Используйте конкретные слова «после завтрака», а не «скоро». Если вам предстоит поездка, проиграйте ее на игрушечной машинке, с домиком, куклами, что там может произойти.

Ребенок быстрее усвоит, если вы будете опираться на его чувства – видишь? Слышишь?


Грамматика

Если ребенок постоянно допускает одну и ту же грамматическую ошибку, недостаточно просто поправлять его, называя правильную модель. Сначала обдумайте игру или какое-то занятие для обучения и закрепления модели. Например, ребенок говорит «он» и про женщин и про мужчин. Можно вместе нарисовать девочку. Добавьте такие детали, как браслеты, сережки, бантики. Она может держать шарик, птичку на плече или собачку на цепочке. Рядом стоит ее машина. Чем больше деталей вы включите, тем лучше. А теперь по очереди называйте, что она имеет. (Она имеет бантик/У нее бант….) - твой ход. (Она имеет собаку/У нее собака.) Можно каждый раз помогать с началом предложения: «Она имеет…»

После нескольких подобных игровых упражнений ребенок готов ко второй ступени стратегии обучения грамматике. Когда ребенок правильно называет местоимение в игре, можно исправлять его в спонтанной речи. Когда он вновь ошибется, просто спросите: «Что?». Таким образом, будто вы просто задумались и не расслышали и хотите, чтобы он повторил. Это даст возможность ребенку подумать над правильным вариантом.


Язык в социальном контексте (прагматическое использование речи)

Дети, у которых грамматика и словарный запас уже развиты, могут иметь проблемы в социальном общении.


Правила общения

На правила ведения беседы не обращают внимания, пока они не нарушаются. Когда же они нарушены, кажется, что-то не так, но не всегда ясно, что именно. Правила общения включают умения начать и завершить разговор, поддержать тему или сменить ее, заполнить возникшую паузу, сообщив, что вы чего-то не поняли. Например, никто не начнет беседу с фразы: «Мне это действительно нравится». Сначала вы поздороваетесь и сообщите, о чем пойдет речь. Например, «Привет, Салли, как дела? Я как раз думал о книге, которую вчера закончил. Она мне действительно понравилась». А после того, как вам сообщат о каких-то переживаниях, никто не говорит сразу: «Пока», нужен хотя бы мостик: «Мне так жаль это слышать, но, в самом деле, мне пора идти». Специалисты языка и речи рассматривают беседу как игру в теннис: один подает, а другой отбивает. В беседе цель состоит в том, чтобы «продержать мяч в воздухе на протяжении нескольких передач». Дети младшего возраста с нарушением речи зависят в разговоре от партнера и не в состоянии взять на себя его роль. «Мяч у них часто падает» они могут упорно повторять предложения или задавать неподходящие вопросы, делать неуместные замечания. В этом случае взрослый помогает отвечать и уводит ребенка от неверных высказываний.

Взрослый: Я посмотрел вчера отличное кино.

Ребенок: (не реагирует)

Взрослый: Что бы ты мог спросить меня?

Ребенок: Сколько минут шло кино?

Взрослый: Это глупый вопрос, спроси что-нибудь еще.

Задавая такие вопросы, можно улучшить разговорные навыки ребенка. Заявите тему (как в образце), а потом помогайте ребенку, поддерживая или расширяя тему подходящими вопросами или дополнительной информацией.

Взрослый: Я слишком много съел на празднике.

Ребенок: (нет реакции)

Взрослый: А что ты можешь сказать?

Ребенок: Я ел не очень много.

Важно помнить, что дети, умеющие произносить многосложные фразы, еще не всегда могут правильно использовать их в речи. Это могут быть эхоподобные фразы, слова не к месту. Эхолалия может быть использована, чтобы ребенок высказался в свою очередь в диалоге, для утвердительных (подтверждающих ответов), с другими конструктивными целями. Родитель может назвать слово или два или визуальную опору, чтобы ребенок воспроизвел новый ответ, не эхоподобный, или предоставить упрощенную модель того, что ребенок намерен сказать. Говорить соответствующие вещи – важный прагматический навык. Если я говорю, что встретил твоего отца в аэропорту, а ты отвечаешь, что любишь арахисовое масло, это неуместно. Если я говорю, что видел лучшего друга на вокзале, а ты спрашиваешь, сколько пуговиц на его пиджаке, это не относящийся к теме вопрос. Реагируйте так: «Это глупо. Что еще ты можешь сказать/спросить?» Если ребенок не знает, что сказать, моделируйте его реплику и пробуйте сначала.

Если дети упорно продолжают говорить одно и то же, обрывайте их: «Это глупый разговор, давай поговорим о чем-нибудь еще».

Не пропускайте незамеченными ошибки. Если ребенок часто путает слова и перекладывает на вас задачу понимания, останавливайте и переспрашивайте, что он имел в виду, если он сам не может исправить ошибку, моделируйте вы. «Кто ударил Джейка на площадке? Кто это сказал: Тед или женщина?»

Когда ребенок смотрит на полку и говорит: «Я хочу это», спросите: «Что именно?» Так вы дадите ему понять, что произошел сбой в беседе. Ему будет нелегко восстановить ход разговора, т.к. его запас ограничен. Чаще повторяйте: «Скажи больше». Или создавайте опоры: например, вы предлагаете: «Красную?» Ребенок: «Да, красную». Вы: «Коробку?» Ребенок: «Да, коробку. Я хочу красную коробку». Ваш ребенок также должен научиться давать вам понять, когда он не понимает, что вы имеете в виду. (См. описание игр далее).

Иногда у детей отсутствуют необходимые в речи связки, как в следующем примере:

Ребенок: Синий.
Взрослый: Синий?
Ребенок: Красный.
Правильно было бы сказать: «Да. Я хотел сказать красный».


Функциональность речи

Дети могут говорить относительно полными предложениями, но использовать речь в ограниченных сферах. Например, просьбы часто бывают первыми навыками прагматической речи, а комментарии поначалу используются ограниченно. Более сложные прагматические функции включают умения убеждать и договариваться. Другие сферы применения речи: приветствия, ответы, протесты, повествования, ссылки, предсказания, объяснения, шутки. Многие дети испытывают трудности в этих сферах.

Описательную речь специалисты называют референтной коммуникацией. Развивать ее помогают барьерные игры. Один человек описывает картинку, невидимую слушателем с тем, чтобы слушающий смог воссоздать или узнать картинку по свою сторону барьера. Придумайте маленькую перегородку, чтобы друг другу не было видно, какая там картинка. Эта игра помогает детям быть активными слушателями и ловить информацию. Они должны ясно выражать свои мысли и запрашивать о дополнительной информации, если что-то непонятно. Когда вы в магазине выбираете пирожное можно тоже попросить ребенка точно описать, какое именно пирожное он хочет.

Другая игра «Расскажи историю». Для нее научите ребенка таким связям в тексте как поэтому, а потом, но. Помогайте придумать или описать сюжет, место действия, связи и несколько слов о развитии действий. Сюжеты можно найти из жизни: о том, как ходили на пляж, день, проведенный в парке. Картинки по-прежнему могут служить опорами, как и моделирование.

Попробуйте применять речь и для так называемых проблемных заданий. Например, дать объяснение или предсказание. Когда вы читаете ребенку, смотрите с ним видео, спросите: «Как ты думаешь, почему мужчина так сказал?», «Почему им не следует туда ходить?», или «Как ты думаешь, что он теперь сделает?», а в другом случае: «Что же нам делать с этой проблемой?»

Учите сравнивать и противопоставлять. Хотя бы на кухне, когда ребенок помогает вам, можно сравнивать овощи.

Учите понимать и неполные предложения. Если, войдя в комнату, он не закрыл дверь, скажите: «Дверь». А когда вы говорите: «У меня в горле пересохло», ─ ребенку следует догадаться, что вы просите пить.

Иногда дети не обращают внимания на жесты, мимику, язык тела, который сопровождает речь. Утрируя их, привлекайте его внимание, чтобы он понимал не только буквальный смысл слов. Следите, чтобы при общении и ребенок использовал эти же невербальные элементы.

Использование юмора в речи – тоже прагматический навык. Наденьте смешную шляпу и скажите: «Я выгляжу как клоун». Потом пусть ребенок наденет эту шляпу и скажет, как он выглядит. Вы можете пошутить: «Мартин, я живу в Мексике!» ─ посмотрите на него с улыбкой: «Да нет. Это шутка. Я живу в России, а где живешь ты?» Попытайтесь, чтобы и ребенок шутил. Убедитесь, что он понимает, что это лишь шутки и может об этом сказать: «Я всего лишь шучу». Так можно пройтись, дурачась по всему дому.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  8 час. Хитов сегодня: 37
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет